Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
На фоне трагедии Вальжана участь бедняжки Туссен блекнет и теряет масштаб, и тем не менее... Канон гласит, что горничная m-lle Жильнорман выжила из дому Туссен, и Козетта её не защитила. Конечно, Туссен не осталась совсем уж без средств к существованию (я надеюсь), но каково под старость лет остаться одной как перст, лишившись единственной привязанности? Наверняка служанка по-своему любила Козетту, ведь судьба не дала ей другой семьи. Каково в 50 - или сколько ей было? - лет искать себе новый дом?... Бедную старую деву добрый автор пощадил, не утопив и не уморив, но вряд ли жизнь Туссен после увольнения была особенно радужной. А как прекрасно этот поступок характеризует госпожу баронессу Понмерси!
Вспомним: Козетта после монастыря вела жизнь затворницы, почти что московской теремной боярышни, Вальжан и Туссен составляли весь круг её общения. Нужно быть очень черствым человеком, чтобы не привязаться к тем, кто о тебе заботится, особенно, если таковых всего двое.
Их было двое. И обоих Козетта предала. Один поступок, каким бы гадким он ни был, может быть случайностью; два - уже характеристика.
Да, и еще: странно и нехорошо, что в стенах монастырского пансиона Козетта не обрела ни одной задушевной подруги. Закрытые школы, пансионы, кадетские корпуса и т.п. заведения способствовали возникновению тесных дружеских связей; дружба смольнянок, которая нередко длилась всю жизнь, в этом смысле не исключение. Если человек покидает школу (университет, училище), не имея друзей, - либо он таков, что с ним не хотят иметь дело, либо ему это не надо.
Еще о Туссен: Гюго так небрежно, походя упоминает об этом. Очень характерно для романтиков, они вообще любили двойные стандарты: страдания героической личности, такой, как Вальжан или Анжольрас, оцениваются в одной "валюте", страдания людей маленьких и ничем не примечательных - в другой. Бу.
Вот поэтому я читаю Камшу: у неё убийца королевы "вынужден" убить и фрейлину, оказавшуюся не в том месте не в тот момент, и фрейлину жалко! (причем не только читателю, но и автору).
Вспомним: Козетта после монастыря вела жизнь затворницы, почти что московской теремной боярышни, Вальжан и Туссен составляли весь круг её общения. Нужно быть очень черствым человеком, чтобы не привязаться к тем, кто о тебе заботится, особенно, если таковых всего двое.
Их было двое. И обоих Козетта предала. Один поступок, каким бы гадким он ни был, может быть случайностью; два - уже характеристика.
Да, и еще: странно и нехорошо, что в стенах монастырского пансиона Козетта не обрела ни одной задушевной подруги. Закрытые школы, пансионы, кадетские корпуса и т.п. заведения способствовали возникновению тесных дружеских связей; дружба смольнянок, которая нередко длилась всю жизнь, в этом смысле не исключение. Если человек покидает школу (университет, училище), не имея друзей, - либо он таков, что с ним не хотят иметь дело, либо ему это не надо.
Еще о Туссен: Гюго так небрежно, походя упоминает об этом. Очень характерно для романтиков, они вообще любили двойные стандарты: страдания героической личности, такой, как Вальжан или Анжольрас, оцениваются в одной "валюте", страдания людей маленьких и ничем не примечательных - в другой. Бу.

Вот поэтому я читаю Камшу: у неё убийца королевы "вынужден" убить и фрейлину, оказавшуюся не в том месте не в тот момент, и фрейлину жалко! (причем не только читателю, но и автору).
вот еще один случай сопротивления автору, ога. делает-делает гюго из ребенка с убитой психологией призовую няшку, а то, что он прописал до этого - все равно раз и вылазит.
Поэтому - исчез Вальжан, ушла Туссен - это для нее может быть как... Ну, случилось... Печально, но что поделать...
Она не научилась взаимодействовать с окружением и окружающим, оно просто принимает все изменения как данность.
Так что да, характеризует ее это определенно, но предательством я бы это не назвал в таком вот ключе.
svora, я тебя правильно поняла - Козетта легко "отпускает" людей, поскольку её связи с ними поверхностны, не затрагивают души? Т.е. она была связана с Вальжаном и Туссен механически (просто совпали в пространстве и времени), так же, как и с соученицами и воспитательницами в пансионе?
делает-делает гюго из ребенка с убитой психологией призовую няшку
Вот, кстати, да. Гюго то и дело как заклинание твердит, как Козетта любила Вальжана, а в поступках барышни обнаруживает себя "холодное сердце".
Так что да, характеризует ее это определенно, но предательством я бы это не назвал в таком вот ключе.
Romyel, вы имеете в виду - нет предательства, потому что не было преданности? Стояла мебель, а потом убрали, больше не стоит. Но тогда - получается, что Козетта просто не воспринимает людей как людей, они для неё, скорее, функции: тот-кто-дает-деньги, та-что-помогает-зашнуровать-платье. Действительно, мебель.
Romyel, то есть Козетту не волнует, о чем думают другие люди, что они чувствуют. И важны они для неё не сами по себе, а постольку, поскольку дают ей что-то необходимое (Вальжан - материальные блага и безопасность, Туссен - бытовой комфорт, Мариус - возможность наслаждаться эйфорией влюбленности). И как только необходимость отпадает, Козетта теряет интерес к человеку, которого вроде бы любила.
В таком случае, Мариуса ждут интересные перспективы.
Допустим, Вальжан самоликвидировался. Но защитить Туссен вполне зависело от Козетты, если бы она сочла нужным. Она же была, по сути, полновластной хозяйкой в доме Жильнормана - Мариус был на её стороне, дед ни в чем не перечил Мариусу, а тетка тихо сидела на своей половине и ни во что не вмешивалась.
Необходимость в услугах Туссен отпала, вот и все. Платье и муж зашнуровать может.
И потом, нигде не сказано, что ее не защитили. Ей вполне могли дать хорошую протекцию в другой дом, связей старика на это вполне хватало.
Надо отметить, что противоположный опыт ей было просто негде получить.
Зачем же доводить ситуацию до абсурда? Не выгнать, а приструнить (уволить чужую камеристку, кстати, Козетта и не могла).
И потом, нигде не сказано, что ее не защитили
"У Козетты были и огорчения: Туссен не поладила с Николеттой, и, так как обе старые девы не могли ужиться вместе, ей пришлось уйти"(с) - Вот и все, что сказано. Ни слова о выходном пособии или рекомендательных письмах, ни полслова о том, что "огорчение" Козетты выразилось в стремлении как-то позаботиться о служанке, устроить её судьбу.
Все происходящее она воспринимала скорее как то, что с ней случалось, а не как то, в чем она принимала участие.
Вот это похоже на правду. Горничная просит расчет - приняла к сведению, огорчилась, успокоилась. Вмешаться, защитить, если потребуется - попросить об этом мужа или деда, ей и в голову не пришло.