Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
Ключевые фразы.
1."В настоящее время я укрываюсь от полиции." - "Меня считают умершим, этого достаточно. Мертвецы не подвластны полицейскому надзору." - Угроза ареста и скандала - надуманный предлог, и мотивы признания с нею никак не связаны.
2. "Мне очень важно, чтобы вы знали, кто я такой" - вот почему я настаиваю, что рассказ Вальжана - именно исповедь, покаяние. Жан Вальжан отдает себя на суд Мариусу, человеку, которого еще недавно ненавидел - это искупление вины.
3. "Пока это нужно было для неё, я лгал; но сейчас, ради самого себя, я не должен этого делать."... Вот почему сегодня утром я пришел к вам сознаться во всем. Во всем или почти во всем. О том, что касается лишь одного меня, говорить не стоит: это я оставлю про себя." - это меня всегда выбешивало до белых глаз, поэтому я не обращала внимания на оброненную следом фразу: "Ах, вы думаете, я не убеждал себя, что здесь положение другое, чем в деле Шанматье; что теперь, скрывая свое имя, я никому не приношу зла, что имя Фошлевана дано было мне самим Фошлеваном в благодарность за оказанную услугу" - а между тем эта вскользь брошенная фраза не что иное, как подсказка Мариусу. Ну спроси же меня, что еще за дело Шанматье такое, спроси, какого рода услугу я оказал Фошлевану!... Но Мариус, оглушенный признанием, молчит.
4. Нижеследующие фразы уничтожают всякие сомнения относительно того, как воспринял бы Жан Вальжан ответ Мариуса в духе "Всё это прискорбно, и не стану скрывать, что я потрясен, но это никак не отразится на моей благодарности к вам как к человеку, которому я обязан счастьем всей моей жизни." По-моему, ясно, какого ответа он ждет и жаждет!
"У каждого из нас была бы своя доля счастья. ... Недостаточно быть счастливым, надо быть в мире с самим собой."
"Жаном Вальжаном, казалось, овладела величайшая нерешительность, и беззвучно, почти не дыша, он сказал, вернее, пролепетал:
- Теперь, когда вам известно все, не считаете ли вы, сударь, - вы, муж Козетты, - что я больше не должен её видеть?
- Я считаю, что так было бы лучше, - холодно ответил Мариус."
- :apstenu: :apstenu: :apstenu:
4. Гордыня Жана Вальжана.
"Я просто-напросто привел бы каторгу к вашему очагу и уселся за ваш стол с мыслью, что, знай вы, кто я такой, вы прогнали бы меня прочь" - вот что для него важно! На первом месте все-таки не Козетта, а гордость. Или уже гордыня?
"Господин Понмерси, хотя это и противоречит здравому смыслу, но я - честный человек. Именно потому, что я падаю в ваших глазах, я возвышаюсь в своих собственных. ... Да, я честный человек. Я не был бы им, если бы, по моей вине, вы продолжали меня уважать; теперь же, когда вы презираете меня, я остаюсь честным. Надо мной тяготеет рок; я могу пользоваться лишь незаконно присвоенным уважением, которое меня внутренне унижает и тяготит, а для того, чтобы я мог уважать себя, надо, чтобы другие презирали меня. Тогда я держу голову высоко."
"И лишь в одном помиловании я нуждаюсь - в том, какое может даровать мне моя совесть." - она, родимая, в полный рост. Её нельзя ни убить, ни укротить - можно только держать на привязи.
5. Мариус жжот.
"- Говорите все! Говорите всё! - крикнул он. - Вы отец Козетты?
И, полный невыразимого ужаса, он отшатнулся.
...
Мариус пробормотал:
- Кто мне докажет?
- Я. Мое слово."
- Вот интересно, а если отец - как поступил бы наш Ромео? Подал бы на развод?!

@настроение: Листья тополя падают с ясеня

@темы: кирпич, размышления

Комментарии
31.08.2012 в 22:21

А жить нужно так, как будто Вы немного выпили и никуда не спешите...
В общем, я окончательно прояснила для себя, что те моменты в поведении Вальжана, которые вызывают у меня непонимание или даже достаточно сильное отторжение, связаны с узкохристианской проблематикой (Ну что ж тут поделаешь, так получилось :nope: ). С теми же, что соотносятся с общечеловеческими ценностями (всё-таки я настаиваю, что порядочность, честность, достоинство, благородство, самопожертвование etc присущи не одному только христианству) всё в порядке ))

Яртур, огромное спасибо за беседу! :white:
31.08.2012 в 22:47

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
С теми же, что соотносятся с общечеловеческими ценностями (всё-таки я настаиваю, что порядочность, честность, достоинство, благородство, самопожертвование etc присущи не одному только христианству) всё в порядке ))
Disten, я этого ни в коей мере не оспариваю. Я (как и Жан Вальжан, как и любой христианин) исхожу из того, что любые ценности падшего мира - и нравственные в том числе - относительны, в той или иной степени заражены эгоизмом.:)
Сначала нужно научиться отличать добрые мысли от злых, правые поступки от неправых, но скоро мы заметим, что этого недостаточно, чтобы дать место Богу, приходится потеснить также и благие и прекрасные вещи. Невозможно претворять в жизнь любовь в Христовом смысле и в то же время ориентироваться в своих поступках на наши естественные понятия чести и бесчестия, самоуважения и гражданского почета. Нужно, напротив, осознать, какими неискупленными, эгоистичными, по-настоящему неистинными часто бывают эти понятия.(католический богослов Романо Гвардини)
Disten, беседовать с вами очень приятно и интересно.:friend: И я не вижу ничего плохого в том, что ряд христианских представлений о мире и человеке расходится с представлениями агностиков или атеистов. Это как раз в порядке вещей. Другое дело - когда люди внецерковные и не прочитавшие ни одного богословского труда (а порой не знающие даже Священного Писания и не узнающие скрытых цитат из него в тексте романа) мне, христианке, объясняют, как следует понимать метанойю, аскезу, что есть смирение и т.д. :laugh:
Всегда к вашим услугам.