Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. javert+valjean fatal error (с)
На самом деле для Жавера момент истины наступает не на баррикаде (как и для Вальжана - не в момент передачи ему подсвечников), а позже, когда он осознает, что не хочет арестовывать Вальжана (как Вальжан в свое время понял, что не хотел грабить малыша Жерве).
Но если для Вальжана это осознание нежелания быть злодеем - трамплин для пути вверх, то для Жавера все наоборот
И основной его затык не в том, чтокрокодил сказал доброе слово Вальжан его отпустил, а в том, что он отпустил Вальжана.
Он всегда честно выполнял свой долг не смотря ни на что, он всегда был выше любых человеческих отношений.
Для него желание отплатить добром за добро - падение.
А вот ограбь он своего малыша Жерве - так глядишь, не топиться бы пошел, а увольняться да вести жизнь праведную во искупление....
Да, знаю, мысль оная лежит на поверхности, но у меня она только сейчас оформилась.
Но если для Вальжана это осознание нежелания быть злодеем - трамплин для пути вверх, то для Жавера все наоборот
И основной его затык не в том, что
Он всегда честно выполнял свой долг не смотря ни на что, он всегда был выше любых человеческих отношений.
Для него желание отплатить добром за добро - падение.
А вот ограбь он своего малыша Жерве - так глядишь, не топиться бы пошел, а увольняться да вести жизнь праведную во искупление....
Да, знаю, мысль оная лежит на поверхности, но у меня она только сейчас оформилась.
и более того. я думаю шо даже не само сомнение в собственной адекватности тут становится роковым. в конце концов, существует же формула "IF "я негодяй"=true THEN goto пахать землю", и все остается в принципе в порядке. хотя и плохо, очень плохо, - но в порядке.
а губительна именно невозможность данное сомнение разрешить в ту или иную сторону, оценить, насколько оправдано поступил, присвоить уже наконец поступку хоть какое-то уже значение. голоса в голове перепутались: кто это там шепчет - совесть, истина, или наоборот, искушения? по всему вроде как истина. но с другой стороны искушения же: вот, вот, и вот... но нет. куда-то все проваливается. прозрение проваливается в привычку, привычка проваливается в прозрение, в таких случаях мозг отключается от перегрева на такой циклической непродуктивной задаче и начинает производить белый шум. а ощущение от незавершенной задачи остается, и весьма скверное ощущение - те самые невозможность жить и стесненное навеки дыхание.
...а тут еще речка плещется, гипнотизирует.
брррр.
То есть ему так казалось до поры до времени. А потом выяснилось, что он был ниже их ("восход грозного солнца", "путь в Дамаск"(с)). Что он вообще всё делал неправильно.
а губительна именно невозможность данное сомнение разрешить в ту или иную сторону
А как по мне, - это классический экзистенциальный бунт. Привет от Федора Михалыча. Ужасно именно то, что сомнений никаких не осталось - "грозное солнце" явило ему себя так же явно и недвусмысленно, как Савлу на пути в Дамаск. Но у Савла впереди была целая жизнь, чтобы стать апостолом Павлом. А у инспектора - осознание того, что всё вообще было зря. Что он всю жизнь был слеп и исходил из ложных предпосылок. Следующий шаг - понять, что высшее не стоит без низшего и частичная правда есть в любой системе ценностей, нет её только в растительном существовании обывателя. Но как раз этого следующего шага Жавер и не сделал. Слишком ужасным оказалось потрясение.
Основы для подобного шага у него не было. Отсутствие точки опоры. Падение.
А падение вверх способно ужаснуть более падения вниз. Тем более для такого, на самом-то деле, простого обывателя, как Жавер.
Ну да. Карамазовское "вернуть билет в рай"- это отсюда.
Тем более для такого, на самом-то деле, простого обывателя, как Жавер.
Ну нет, какой же он обыватель? Не философ - это да. Но наличие идеологии, системы ценностей уже означает, что человек не обыватель. Тем более - когда за свои убеждения он готов платить, и дорого платить. Всем, что у него есть, вплоть до жизни.
ЗЫ. Нравится это нам или нет, "Отверженные" - христианский апологетический роман, роман об отношениях человека с Богом. Так вот я думаю - Жаверу в каком-то смысле казалось, что Бог предал его. Не открыл истину раньше, когда прозрение успело бы принести свои плоды. Знаете, как в анекдоте - громовой голос с неба: "Ну не люблю я тебя, мужик! Не люб-лю!"
Так же и Жавер - он хочет быть правильны, вписываться в определенные рамки а все что за ними просто отметает.
Что не замкнутая и не развивающаяся - вы правы, а вот "узко направлена" эта система ценностей прежде всего на собственное благополучие. На "тело" (физическое и "расширенное" - семью, родственников). Само слово "обыватель" - однокоренное со словом "быт", это человек, прочно укорененный в быту и вполне этим довольный.
Жавер же в быту не укоренен вообще. У него все признаки героя-идеолога: мотив "священного сиротства", отсутствие семьи и личной жизни, отсутствие быта как такового (мы не знаем, где и как он живет, не видим его в "нейтральной" обстановке). Это не обыватель, это - героический характер. И его конфликт с Вальжаном - конфликт героя и праведника, носителей разных идеологий.
Еще одно свойство обывателя - он приспосабливается. Его единственная задача - выжить, поэтому он выживает при любой власти, при любых условиях. Он, как булгаковский Чарнота, "человек не идейный". А Жавер не в силах пережить крушение своей любимой идеи.
Нет, это называется - "личность с высокой ригидностью мышления". Такие даже среди ученых попадаются, что уж там о
ментахфараонах говоить!