В этот раз я решил станцевать от фразы: "Жаверу нравиться Жан Вальжан и эта симпатия его раздражает". Естественно, практически в полном отрыве от авторского текста.
Все еще не слишком внятно
Начнем с приезда Жавера в Монтрейль. В числе прочего народонаселения он видит там человека, которого у инспектора нет причин, как минимум, не уважать - состоятельный, скромный, набожный буржуа. Возможно - возможно! - именно так в представлении Жавера и выглядит идеальный гражданин, которого он, Жавер, призван охранять от всякого отребья. Но...
Что-то с ним не так. Что-то мешает этому образу стать окончательно идеальным. Разные пустяки. К примеру, момент, который у Гюго не упоминается, но явно имеет место быть - походка старого каторжника. Когда я, в свое время, прочитал об этом явлении у Бальзака, мне стало окончательно понятно, почему Жавер из О-34 так пристально наблюдает за уходящим от телеги Фошлевана Мадленом.
Возникает неосознанный диссонанс.
А Жавер не выносит диссонансов. Не терпит двойственности. Его мир - это мир без полутонов, либо черное, либо белое. Третий вариант он отртрицает начисто. Как я, опять же уже писал, "Либо мэр, либо вор. Вор не может быть мэром, а мэр не может быть вором."
И Жавер, опять же вряд ли осознанно, пытается уложить месье Мадлена в одну коробочку.
Если принять как аксиому наличие симпатии, то происходит, в итоге, следующее: чем больше Жавер о Мадлене раскапывает, тем сильнее им восхищается. Симпатия растет. А Мадлен тем временем все больше укладывается в коробочку "вор", содержимое которой никак не достойно хоть какого-нибудь положительного чувства. Диссонанс усиливается, раздражительность - тоже.
Мысли внезапно разбегаются, как тараканы...
Попробую коротко резюмировать:
Исходя из наличия этой скрытой, неосознанной симпатии можно объяснить и странную провокацию Жавера в ситуации с Фошлеваном, и его вспышку гнева приведшую, к написанию доноса, и последующее прошение об отставке, и ярость в моменте ареста, и все те ошибки и промедления, которые он допустил во время погони в Париже...
Правда, в этом случае я наблюдаю одну забавную вещь - в ряде случаев Жавер ведет себя как подросток, которого обидели.
Телегу я четко объяснить не могу, там больше как выстрел наугад, чтобы понять, "куда ставить-то". Очередная попытка убрать раздражающую двойственность, которая в итоге только усиливается...
История с Фантиной и последующий донос получается вообще прекрасным - Жавер, получается, обиделся на то, что человек, которого он уважает, не принял его рвения и послал куда подальше. Ну, тут практически чисто подростковая реакция -"Ах, так? Я плохой? Ну вот вам тогда, буду еще хуже!"
А потом Жаверу сообщают, что Вальжан пойман, и инспектор, который на самом деле уверен, что Вальжан - это Мадлен (да, прямых доказательств у него нет, но он знает, чувствует, что не ошибся, иначе не написал бы донос даже в порыве гнева, как мне кажется) покорно видит в его Шанматье .
Не оттого ли, что на самом деле не желает ареста настоящего Вальжана?
А потом еще не в префектуру едет увольняться, а идет к мэру с месседжем "Чувак, я все знаю, но ты не парься, все наладилось. Осталось только меня выгнать, чтоб мне вообще в этом вопросе веры больше не было и живи себе..."
Развивая
Платона мысль дальше...
Ох, несет меня, несет...
История с Фантиной и последующий донос получается вообще прекрасным - Жавер, получается, обиделся на то, что человек, которого он уважает, не принял его рвения и послал куда подальше. А если копнуть глубже в свете развивающейся симпатии и восхищения, то тут вообще до ревности докопаться можно. И вот тут все последующие события - донос, покаяние, арест - таким смыслом наполняются, что Гюго и в страшном сне не приснилось бы.
Какой воротничок! Воротничок это мелочи, тут реально такая буря в душе, а ведь ее еще как-то оправдать надо, объяснить себе, с чего его так колбасит...
@темы:
кирпич,
размышления
да не, это как раз у Гюго есть =) читать дальше
Но вообще-то - крайне интересно) Бельмондо-то, судя по тому, что у него шло дальше по тексту (сравнение с боксером, с которым дерешься и при этом его уважаешь) - имел в виду, наверно, просто восхищение потрясающе ловким и хитроумным противником. Но у вас гораздо интереснее)
Возможно - возможно! - именно так в представлении Жавера и выглядит идеальный гражданин, которого он, Жавер, призван охранять от всякого отребья.
!!!
А почему - а потому, что это человек по характеру такой, каким Жавер мог бы быть, если бы родился не "вне общества", а принадлежал к нему по праву. Тоже "рыцарь бедный", а что добро творит неразборчиво - на то и "овца", чтобы мог себе позволить (до определенного момента, во вс.случае). Ведь невольно проникаешься симпатией к тому, кто на тебя во многом похож, но при этом лучше, идеальный-образ-себя. И это по мелочам, по манерам иногда чувствуется.
А потом, конечно, мучительное желание опровергнуть все и каждую из этих черточек, как личину и совершенное притворство. И всю праведность вместе с ними - назвать комедией, актерством ради какой-то крупной махинации. И отсюда - такое длительное и упорное ослепление насчет истинных мотивов Вальжана, хотя все факты-то были у Жавера на руках. Верить в то, что оба лица правдивы... было бы очень тяжело.
Извините, если совсем не в ту степь нагнала =)
имел в виду, наверно, просто восхищение потрясающе ловким и хитроумным противником Да. И тут все действительно интереснее. Ведь на самом Жавере в детстве стояло клеймо где-то и похлеще, чем "каторжник" - цыган. То есть урожденный вор, обманщик, нехристь, а то и людоед. Неисправим априори, потому как - кровь. И мне вот интересно, почему инспектор, сумевший из этого выдраться, отказывает в подобной возможности другим. То есть да, как винтик судебной машины он и думать в эту сторону права не имеет, но сам по себе он же не может не понимать, что возможно такое. А если понимает, то тогда его пост-баррикадный коллапс куда глубже, чем просто невозможность выбора между долгом и совестью.
А степь абсолютно та))). Мне как раз сейчас нужна какая-то дискуссия, дабы мысли отладить))
Вношу свои 5 коп.
Думаю, Жавер и сам не очень понимает, как он относится к Вальжану, да это и не столь важно. А важно то, что этот человек занимает значительное место в его мыслях, стало быть - и в его жизни. От любви до ненависти один шаг в том смысле, что и то, и другое - заинтересованность. Противоположностью любви (на всякий случай: я разумею "любовь" в философском смысле, как доброжелательное личностное отношение к другому человеку) является не ненависть, не неприязнь - равнодушие. Когда одному просто все равно, есть другой или нет, жив или умер.
Поэтому, когда в "О-98" Жавер добивается от Вальжана признания ну хоть в ненависти, - я его понимаю.
Это о Вотрене, да? Давно хочу почитать что-нибудь. Очень интересно)
цыган
Я долго мучилась с этим, но, похоже, это все-таки неправильный перевод. На английских форумах умные люди пишут, что гадалка в те времена могла преспокойно быть этнически француженкой, а всякие race de bohèmes - это не bohémiens, это просто бродяги, низший, криминальный класс.
Не то, чтобы это многое меняло, потому как это нам сегодня сложно представить, что могут существовать подобные твердолобые предубеждения, основанные не на этническом, а на классовом различии - то есть логики в этом нам уже совсем не видно =) А тогда, насколько понимаю, из идей Просвещения вполне можно было вывести, что человек либо хорош, либо плох по самой своей природе, и всё - если уж родился у преступников, то сам таким и будешь, потому что не можешь быть никем иным. Неисправим априори, потому как - кровь.
И мне вот интересно, почему инспектор, сумевший из этого выдраться, отказывает в подобной возможности другим.
Это глубокий и очень правильный вопрос) Я как-то всегда отмахивалась от него тем, что Жаверу, наверное, даже в раннем детстве не доводилось совершать ничего именно противозаконного, поэтому под формулу "один раз преступил закон - значит, неисправим" он все-таки не подходит. То есть теоретически, если где-то бегает гамен-оборванец с такими же, как у него, Жавера, неожиданно честными склонностями - ничего закон ему не сделает, он вырастет и станет честным человеком. (Ну, стащил Гавроша за ухо с карниза моста, но не бросил же в кутузку.)))
Но в глубине души у Жавера наверняка не прекращались мучительные сомнения о собственном... статусе. То есть, постоянная потребность доказывать себе и всем, что он хорош, что соответствует, что безупречен. И при такой постановке вопроса он самого себя, конечно, заложил с потрохами на "искупление" этой "вины", неоплатного долга, груз которого придавливает любые другие человеческие чувства и желания.
тогда его пост-баррикадный коллапс куда глубже, чем просто невозможность выбора между долгом и совестью
Ага-а!... Во всяком случае, я там вижу дополнительный источник отчаяния, поскольку, если какие-то чувства и интуиция, которые он не может объяснить рационально, привели его к тому, чтобы отпустить каторжника... значит, он сам все-таки "плохой" и "недостойный" изначально и по крови, и никакие его старания ничего тут не смогли изменить. Значи, воббще себе доверять нельзя?.. Или вы о чем-то другом говорили?
когда в "О-98" Жавер добивается от Вальжана признания ну хоть в ненависти, - я его понимаю
\о/ Да!))) (Мне вообще ужасно понравилась ваша - совместная - трактовка О-98, там, где про Жавера-играющего-в-орлянку.)
Завтра с утречка попробую частично развернуться по этим моментам
ждем)
А в оригинале race de bohèmes? Н-да, это скорее именно бродяги... Но это действительно мало что меняет, ибо я как раз "твердолобые предубеждения" учитываю, да и автор очень хорошо их обрисовывает.
Или вы о чем-то другом говорили? Нет как раз об этом. Вся жизнь получается зря. Все, что он "строил", развалилось, кажется, от одного толчка. Он же не может понять, что там, образно говоря, трещина шла по фундаменту изначально.
Автор бы с вами не согласился.
А потом еще не в префектуру едет увольняться, а идет к мэру с месседжем "Чувак, я все знаю, но ты не парься, все наладилось. Осталось только меня выгнать, чтоб мне вообще в этом вопросе веры больше не было и живи себе..."
Неожиданно... Даже как-то в голову не приходило.
Мне-то всегда казалось, что поведение Жавера во время ареста (приведшее к смерти Фантины) вызвано как раз желанием посчитаться и за пережитое унижение, и за мучительные сомнения в собственной профпригодности.
Продолжение следует... )
Жду с нетерпением!
Мне показалось или это навеяно "О-78"? Там Перкинс что-то такое играет... какую-то двусмысленность. Его рассказ о доносе - это "двойное послание": параллельно озвучиваемому месседжу излагается еще один, не совпадающий с первым, с помощью мимики, паузы и прочих невербальных средств.
Хотя я их видел такое количество, что навеяно может быть чем угодно.
А "О-78" прекрасен еще и тем, что Перкинс там не сам по себе двусмысленность играет, там большая часть сценария на раскрытие инспектора заточена.
Перкинс там не сам по себе двусмысленность играет
То есть это прописано в сценарии? Вполне вероятно. Эпизод с телегой тоже выглядел "двойным посланием", причем как с той, так и с другой стороны.
Просто в 78 все работали на связку Вальжан-Жавер ( а не Вальжан и Жавер где-то рядом пугающей фигурой) а в 98 режиссер снимал что-то свое оригинальное. Возможно, по ходу дела меняя сценарий.
Согласна. В "К-19" он весьма неплох.
А за такое режиссерское видение (разрушающее идею произведения) лично я давала бы березовой каши.
Э-э... У вас нет возможности смотреть фильмы из сети?
Вальжан умирает, и мы видим каторгу, где он тягает каменюку в грязи и темноте некой пещеры. Со стороны светлого проема-выхода подходит Жавер и говорит:
- Вальжан, теперь вы свободны.
И крупным планом - лицо Вальжана.
А потом - Мариус с Козеттой у неухоженной могилки.
Конец.
Romyel, спасибо!
ЗЫ. А какой это год? Какая страна? Может, я "Вконтакте" эту версию найду? Охота посмотреть.
Интригуете, однако... Нельзя ли более развернуто высказать эту мысль? Боюсь, я не совсем понимаю.
Вы имеете в виду, что арест с шумом и пылью - это попытка, так сказать, избавиться от психологической зависимости путем уничтожения объекта симпатии? Попытка освободиться: не будет господина Мадлена - не будет и внутреннего конфликта?...
То есть примерно так: вот есть человек, который Жаверу очень нравится, вызывает уважение и симпатию, которого он внутри себя готов признать старшим. И то теплое и живое, что есть у него в душе, невольно тянется к этому человеку - стыдливо, непоследовательно, вопреки воле и разуму. И единственный способ прекратить всю эту мороку - "с глаз долой, из сердца вон"?
Тогда получается - проблема в том, что товарищ инспектор хочет, но совершенно не умеет любить. Не знает, как обнаружить свое расположение к другому человеку, как предложить ему дружбу, что вообще со всем этим делать.
избавиться от психологической зависимости путем уничтожения объекта симпатии? Вот да. Как-то так.
Тогда получается - проблема в том, что товарищ инспектор хочет, но совершенно не умеет любить. Хочет - да, не умеет - спорно. Тут скорее имеет место быть старая "установка": "мне оно не надо, со мной такого не будет. Никогда." И как итог - отрицание возможности происходящего.
Не знает, как обнаружить свое расположение к другому человеку, как предложить ему дружбу, что вообще со всем этим делать. Вот именно. Кроме как инвертировать все это непонятное в ненависть.
Кроме как инвертировать все это непонятное в ненависть.
"Вообще-то я хочу с тобой дружить, но не знаю как, и поэтому буду с тобой драться." Другой вариант: "Я не знаю, как тебе понравиться, поэтому я тебе сделаю бяку, чтобы ты меня хотя бы заметил." У меня только один вопрос: а кой ему годик? 14-й? 15-й?
И еще. И в романе, и в экранизациях 78 и 98 гг в сцене монтрейльского покаяния господин Мадлен делает какие-то встречные телодвижения. Определенно - заметил, заинтересовался даже. Зачем же вставать в позу (особенно демонстративно это отыгрывает Перкинс: и протянутой руки в упор не видит, и голову вскидывает, как бракованный конь)? Ну вот тебе шанс, используй его, чтобы приблизиться к интересующему объекту. Обнюхать, попробовать на зуб, потрогать лапой. Ты же этого хотел, чего шарахаешься?
Психологический барьер.
А насчет годков...) Так это собственно и лезет ребенок\подросток, не дополучивший любви и внимания. Жавер его помнить не хочет и знать не желает, а он есть...
Поэтому еще, мне кажется, Перкинсу и сделали такой, достаточно жесткий, грим. Из него тоже всегда лезет мальчишка. А при отсутствии детства Жавера он был бы совсем не в кассу. Зато при наличии это был бы отдельный крышеснос)))
Это многое объясняет. У каждого человека есть потребность любить и уважать своих родителей, а Жавер их презирает и стыдится. А потребность в старшем друге, которого можно любить, уважать и слушаться (ожидая взамен душевного тепла, заботы и поддержки), так и осталась нереализованной.
Поэтому еще, мне кажется, Перкинсу и сделали такой, достаточно жесткий, грим.
В начале фильма я вытаращила глаза - это что за мальчик-колокольчик из города Динь-Динь? Это товарищ испектор??
За что я и полюбил этот фильм - там Жавер абсолютно логично приходит к своему финалу, а непросто: был весь такой вот, а потом раз - и в воду.
Да-да, это сочетание балетной осанки и головы, которая вот-вот пробьет макушкой потолок, с живущими отдельной жизнью глазами...
там Жавер абсолютно логично приходит к своему финалу
Почему? Этот Жавер, на мой взгляд, как раз достаточно мягок для того, чтобы не сломаться. Ломаются жестоковыйные.