понедельник, 25 июня 2012
Как всегда, несколько сумбурно, но по-другому я же никогда и не соберусь...
Самое сложное, конечно же, было забыть все, что я об этом фильме думал раньше и постараться принять его, так сказать с чистого листа.
читать дальше
Так что же я увидел?
1.Фильм. Фильм прост. Фильм, в основном, снят для среднестатистических американцев людей, которые не будут закапываться в психологию персонажа и радоваться новой возможной грани характера оного. И этот фильм говорит с ними на их простом языке: вот Вальжан, он сначала плохой, а потом хороший, вот Жавер, он изначально не хороший, весь его даже внешний вид говорит об этом, вот Фантина, у нее очень, очень тяжелая жизнь.... И так далее. Фильм говорит обо всем очень просто и прямо,
2. Вальжан. Это очень простой человек. Он прост в делах, в словах, в движениях.
А еще есть такая грань Вальжана, на которой обычно не акцентируют внимания - он продолжает чувствовать себя каторжником, над ним висит ужас каторги, это смутное чувство, которое никак не позволяет ему почувствовать себя окончательно свободным.
Он очень одинок, говорит капитан Бове, и это немаловажный момент - мер действительно мало с кем общается. Он замкнут, он нелюдим, он одинок. Он все время опасается, что каторжник вырвется наружу. И опасается, надо сказать, не зря - драка с Жавером, пощечина Козетте - это проявление каторжника и, в то же время, проявление страха. Вальжан очень простой человек, как я говорил. Он очень медленно реагирует на события, а если не понимает, как реагировать, реагирует простейшим способом.
И тут мы переходим к финалу.
Что меня всегда вымораживало в финале? Бездействие Вальжана и его радостная морда в финале.
Но вот, посмотрев на этого Вальжана пристальней и не предвзято, я увидел, нашел этому объяснения. Помимо всего прочего, этот Вальжан очень верующий человек, и самоубийство настолько вне его мира, вне его восприятия действительности, что он ничего не делает просто потому, что не в силах осознать, что происходящее - реально.
Как реагировать на то, чего быть просто не может?
А дальше... Это не просто радость, что нет преследователя и есть свобода,это больше, это, практически, неконтролируемый крышеснос.
Когда то, что пожирало тебя изнутри, то, что выедало тебя долгие годы вдруг исчезает, ты, реально, можешь только идти и тупо лыбиться, глядя на окружающее, которого и не видел никогда, не воспринимал в полной мере, потому как все силы уходили на борьбу со своими внутренними демонами. А тут они все и сразу исчезли...
Внезапное ощущение внутренней свободы - это нокаут.
Потом, потом будет и рефлексия с осознанием произошедшего и оценка всего этого, но сейчас ничего нет, кроме ощущения полной, фантастической, прекрасной свободы.
А еще я посадил с собой смотреть человека девственно чистого по отношению к "Отверженным", ибо хотелось услышать мнение, не предвзятое со всех сторон. И он там, помимо прочего увидел возможность пейринга Жавер-Козетта
Вопросы? ))
P.S. А, да, к стати - никакой истории любви между Вальжаном и Фантиной там нет)))
@темы:
фильмы,
размышления
этот конкретный вальжан - он же где-то на условной стадии господина мадлена застрял в целом, не?
И опасается, надо сказать, не зря - драка с Жавером, пощечина Козетте - это проявление каторжника и, в то же время, проявление страха.
И с этим соглашусь. Нисоновский Вальжан не то чтобы трус - он малодушен (если сравнивать с канонным, разумеется). И к тому же плохо себя контролирует. Мягкие манеры, тихий голос - и при этом готовность сорваться в агрессию и крик.
он там, помимо прочего увидел возможность пейринга Жавер-Козетта
Где????
А, да, к стати - никакой истории любви между Вальжаном и Фантиной там нет)))
Там есть несостоявшаяся, несбывшаяся любовь. Отношение Вальжана к Фантине полно мужской нежности, а Фантина сначала просто готова отблагодарить его известным ей способом, потом, постепенно, начинает ему доверять. "Вы не хотите меня поцеловать?" - это извечная попытка женщины внести ясность, форсировать события, когда мужчина колеблется и не проявляет инициативы.
этот конкретный вальжан - он же где-то на условной стадии господина мадлена застрял в целом, не?
А ведь и правда! Канонный Вальжан после Арраса оставляет всякую надежду на житейское благополучие, принимает как данность, что он не такой, как другие люди. А нисоновский Вальжан практически не меняется.
Яртур, он малодушен Что есть малодушие? (уточняю формулировки)))
Где????
Там есть несостоявшаяся, Сильно не состоявшаяся. Никакого намека на чувства Вальжана нет. Даже сдерживаемые.
Отношение Вальжана к Фантине полно мужской нежности Было бы странно,если бы оно было полно женской нежности)))
А нисоновский Вальжан практически не меняется. Потому что того требует сюжетная простота фильма.)
Romyel, малодушие есть недостаток храбрости, который ведет к потере самообладания в момент опасности (бегство Вальжана с Козеттой, визит Жавера в его парижский особняк). Трусом его, однако, назвать нельзя - после первого приступа паники он берет себя в руки и поступает правильно.
Мне сказали, что это было бы логично)))
Логично?!
Было бы странно,если бы оно было полно женской нежности)))
Не смешно. По тому, как они прикасаются друг к другу, обмениваются взглядами, улыбками, видно, что он чувствует себя защитником, рыцарем, а она с доверием и чем-то большим, чем благодарность, принимает его покровительство. "Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха"(с).
Ну, он не страшно и не зло вломился))) А предположение было высказанно еще до этого))) Видимо на фоне Мариуса инспектор показался более интересным вариантом для дальнейшего развития событий. А вообще Раш в любой роли чертовски харизматичен. Так что Козетта могла и купиться)))
чувствует себя защитником, рыцарем, а она с доверием и чем-то большим, чем благодарность, принимает его покровительство. Ну, он и есть защитник и рыцарь. А она - просто женщина, которая по другому внимание к себе не умеет воспринимать. А роман где? (Фильм прост. Был бы намек на роман, был бы яркий намек на поцелуй. Как в линии Мариус-Козетта - там все четко показано"Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха" Нежность не есть влечение.
Это да. Но Вальжану это отнюдь не неприятно. Он сомневается, это естественно - столько лет избегал любых близких отношений, - но не проявляет холодности. На то самое заигрывающее "Вы не хотите меня поцеловать?" можно было ответить что-то вроде "Это не является частью наших отношений", но он промолчал с улыбкой.
Нежность не есть влечение.
Но у людей определенного склада любовь вырастает именно из нежности. читать дальше
но он промолчал с улыбкой. И что?
Правда, не понимаю.
У меня сцена возмущения не вызвала. Я вообще иначе немного все это увидела.
Вальжан ведь уже один раз спас Жаверу жизнь. Вопреки настойчивым просьбам убить, заявлениям, что погоня продолжиться. Все равно спас и подарил жизнь. Но человек упорно хочет с ней расстаться. Может кто-то и смог бы понять в чем дело, но не Вальжан, который многие годы изо всех сил старался выжить, спокойная мирная жизнь была для него величайшим сокровищем, заветной мечтой. И вот перед ним такое чудо, у которого есть возможность жить-не тужить, но нет, ему неймется.
Проблему "моя твоя не понимает" я уже упоминала раньше. Вот как она проявляется в данной ситуации.
Вальжан проявляет милосердие, спасает Жавера от своих друзей, вытаскивает из серьезной передряги. Причем искренне, бескорыстно, просто из милосердия. Но нет, Жавер продолжает погоню, ловит его. Вальжан измучан, распрощался с жизнью. Он не в состоянии сейчас разгадывать головоломки. Он не в состоянии разгадывать головоломки, а его преследователь ведет себе абсурдно. То дергает, подводит к краю, приставляет дуло револьвера... Любой на месте Вальжана начал бы прощаться с жизнью. И тут следуют какие-то престранные вопросы, ответ на которые для Вальжана очевиден. Он не понимает, чего от него хотят. Он слишком измучан и нервно истощен, чтобы воспринимать сумбурные откровения.
Внезапно его освобождают. Вальжан в шоке. Он не в состоянии поверить своему счастью, преследовать, чтобы отпустить выглядит абсурдом. Вальжан не успевает прийти в себя, как "чудо" откалывает такой номер, который вообще неподвластен пониманию. В общем пока Вальжан осознал, что сейчас было, немного пришел в себя, чтобы двигаться - уже даже круги на воде стали успокаиваться.
Кстати, я не знаю, теоретически можно было еще Жавера спасти? Я имею виду, если бы Вальжан бросился в воду совершать, которое уже за день спасение.
Имхо, Вальжан в тот момент был поражен настойчивому стремлению расстаться с жизнью. Он понял своего оппонента только когда уже все свершилось. И просто в этот раз оставил за Жавером свободу выбора. С его точки зрения Жавер отказался от предложенного им, Вальжаном, дара. Отверг его.
А потом он просто не мог поверить своему счастью. У него словно огромный груз с плеч свалился. Можно было больше не жить в страхе, в ожидание, что скоро насупит неотвратимое и наконец, мечта казалась достижимой. Случилось то, на что он уже и не надеялся.
К тому же Вальжан ведь не сразу радостно просиял и пошел наслаждаться жизнью. Сначала он стоял и в полнейшем шоке смотрел на воду, и в его глаз, я увидела "как же так", переживание, скорбь, даже какую-то боль. А о книге у меня осталось впечатление какого-то безразличия.
В общем, имхо, в этой экранизации очень ярко показано, что спасти Жавера мог только он сам. Только от него это зависело.
Яртур, Козетта видит старого, страшного, злого дядьку, который вломился в дом.
Ну не правда
Вот когда он подкараулил Козетту в подворотне, выскочил из-за угла, схватил-поволок и стал пытаться наставить на путь истинный - вот это он отжег, конечно. Этот момент в фильме вообще вызывает у меня чувство протеста.
Где????
Предполагаю, что имелся в виду интерес Жавера к Козетте. )))
Насколько я поняла замысел сценаристов и Жавера, он пытается оградить еще невинную (в смысле "чиста перед законом") и наивную девушку от пагубного влияния "опасного радикала" )). Старается, чтобы она не попала в его (радикала) сети. И вообще помогает выбраться из преступного окружения, в котором она несомненно, по мнению инспектора, пребывает с таким отцом. Жавер искренне хочет помочь девушке выбраться. Возможно она и ее ситуация напоминают ему свою собственную. Ведь точь-в-точь: мать - проститутка (как решили сделать в фильме), отец (пусть не родной) - вор. И он хочет помочь Козетте выбраться из этой среды, как когда-то выбрался он сам. Насколько я понимаю, он пытался открыть ей глаза, убедить оказать содействие следствию, как добропорядочной гражданке, стать на путь истинный. Он так хотел помочь ей выбраться из грязной криминальной клоаки, что забыл о собственной безопасности.
Кстати, я не знаю, теоретически можно было еще Жавера спасти? Я имею виду, если бы Вальжан бросился в воду совершать, которое уже за день спасение. Я как-то пробовал развить события в этом ключе. (в сильно стебном варианте, правда) В итоге у Вальжана появилась новая забота - следить, как бы инспектор чего в очередной раз не учудил.
А о книге у меня осталось впечатление какого-то безразличия. Есть такое.
Чтобы не поощрять женщину, явно, откровенно флиртующую с ним, если это ему не надо. По-моему, порядочный человек - не важно, мужчина или женщина - не должен пользоваться чувствами другого. И обнадеживать, когда эти чувства безответны.
А о книге у меня осталось впечатление какого-то безразличия.
Так в книге он вообще не понял, что произошло. (Спасибо доброму автору, еще раз спасибо и контрольное спасибо в голову!
Ну не правда
Земи, конечно - но Козетта вряд ли нашла его таковым. Его нужно либо видеть в деле, либо обладать недюжинной интуицией и хорошо разбираться в людях, в мужчинах в частности. Такая барышня - нежный цветок, взращенный в монастырском саду - вряд ли способна понять, в чем его привлекательность.
Он так хотел помочь ей выбраться из грязной криминальной клоаки, что забыл о собственной безопасности.
Обожемой. Рыцарь Фараонова храма.
Мне это очень знакомо и я очень хорошо понимаю всю прелесть сего процесса)))
А еще мне нравится находить в этом фильме игру слов. Если пытаться смотреть в оригинале, конечно. Например, я люблю момент, когда после того, как Вальжан отпускает Жавера (как вы догадались, дело происходит на баррикадах), и тот говорит: "I won't stop. I won't let you go. Understand? You should kill me. You should END this! " На слух краткая форма would not так интересно созвучна с "I want stop. I want let you go. Understand? You should kill me. You should END this! " Особенно вкупе со страдальческими интонациями и неподдающимся описанию словами выражением лица, глаз. И начинает лучше перекликаться с книжным "Надоели вы мне до смерти! Лучше убейте меня!".
В итоге у Вальжана появилась новая забота - следить, как бы инспектор чего в очередной раз не учудил.
Имхо, в большей или меньшей степени, эта забота неминуемо должна появиться, если взвалить на могучие плечи Вальжана обязанность по спасению инспектора )).
Яртур, конечно - но Козетта вряд ли нашла его таковым.
Безусловно так и было. Она изначально была "запрограммирована" реакцией отца на негативное отношение к внезапному визитеру.
Потом записочка эта, в которой он ее заложил отцу, вряд ли добавила ей симпатии к нему...
Ну а после феерического захвата Козетты в плен, предпринятого нашим инспектором - все еще больше усугубилось.
Ну и самое главное Козетта тогда переживала самый расцвет своей влюбленности в Мариуса. А в такие моменты утрачивается способность видеть других мужчин вообще.
Так в книге он вообще не понял, что произошло. (Спасибо доброму автору, еще раз спасибо и контрольное спасибо в голову!
А если серьезно. Ладно не понял. Но ведь его даже сам факт самоубийства оставил совершенно равнодушным. "Наверное, он действительно сошел с ума - раз отпустил меня" - как-то не по-христиански это ((.
Обожемой. Рыцарь Фараонова храма.
Дон Кихот парижских подворотней
А как он на баррикады собирался? Как перфект его отговаривал? "Мы не контролируем этот район" С каким твидом Жавер отвечает ему "Он под контролем". Это все!
И к тому же как можно одновременно проявлять холодность и заботу?))
Земи, I won't stop. - I want stop Ах, хорошо!! Спасибо. Я языков не знаю, сам бы не отловил никогда)))
финальную сцену можно увидеть по-разному Да и не только финальную. Мне тоже нравиться по-разному крутить моменты, пытаться рассмотреть с разных сторон. Но когда версии смешиваются, иногда получается такая каша))
Не за что
Например, в той же сцене с захватом Козетты, когда инспектора уже опрокинули, и девушка направляет на него пистолет. В многоголосом русском варианте Жавер говорит ей: "Отдай Козетта! Ты нарушаешь закон!"
В оригинале это звучит скорее как: "Отдай Козетта! Если ты нарушишь закон, обратного пути уже не будет!". Казалось бы не такая уж большая разница, но если еще слышать интонации Раша, то можно обнаружить, что Жавер боится за Козетту. Боится, что та сейчас сделает непоправимую ошибку, и станет преступницей. Он не столько думает о своей жизни в тот момент (ведь его могут и пристрелить), сколько о том, что девушка сломает себе жизнь. Как-то так.
Да и первая фраза, которую он произносит, пленяя Козетту. В русском многоголосом варианте звучит как "Закон на твоей стороне, Козетта. Чтобы защитить тебя от таких подонков, как он." Я, например, не сразу поняла, что он хотел этим сказать. И это только усугубляет впечатление ЧТО ВООБЩЕ ЭТО БЫЛО и придает инспектору в этой сцене бОльшую степень неадекватности.
А в оригинале звучит "The LAW is here to protect you, Козетта. From criminals like this" (Закон (он еще с таким пафосом выделяет это слово) здесь, чтобы защитить тебя, Козетта. От преступников вроде этого). Становится ясно, что Жавер пытается дать понять Козетте, что как представитель закона он здесь, чтобы выполнить свой долг и защитить ее (ну типа именем закона и все такое), и она не должна поэтому бояться. Голословные ругательные "подонки" на деле оказываются "преступниками вроде этого". Отчего и появляется понимание, что инспектор считает, что защищает девушку от преступников.
Чувствуете разницу, пусть даже в корне это ничего не меняет? Инспектор уже не кажется опереточным злыднем-психом, уже видны характерные черты характера и даже с каноном чуть проще увязать.
Земи, а в чем тут фишка? Яндекс-Перевод мне не помог.
Но ведь его даже сам факт самоубийства оставил совершенно равнодушным. "Наверное, он действительно сошел с ума - раз отпустил меня" - как-то не по-христиански это ((.
Знаете, мне этот момент всегда казался надуманным, навязанным автором, если так можно выразиться. Гюго Жавера не любит, не сочувствует ему и очень не хочет, чтобы читатель ему сочувствовал. Поэтому он дает читателю подсказку, как оценивать смерть Жавера
помер Максим да и хрен с ним, не напрямую, от своего лица, а устами Вальжана. Но поскольку для Вальжана это нехарактерно, то и выглядит неестественно.Ну как на такое чудо можно смотреть спокойно? )))
Никак!
А если он не знает, что есть поощрять, а что не поощрять?
Romyel, а это вариант. Вальжан ведь не имеет опыта общения с женщинами, он вообще девственник (и к нему, и к Жаверу автор применяет эпитет "целомудренный"). Может, он просто не понимает происходящего.
И к тому же как можно одновременно проявлять холодность и заботу?))
Можно. Пресекать любые намеки на романтику или эротику. У меня работа специфическая, клиенты мужеска пола периодически пытаются флиртовать, а помогать-то им тем не менее надо!
Фишка в том, что на слух want и won't звучит очень похоже, и Жавера можно услышать, как "You should kill me.I won't stop. I won't let you go. Understand? You should END this! " (Тебе следует убить меня. Я не остановлюсь. Я не отпущу тебя. Понимаешь? Ты должен положить этому конец (покончить с этим)!) Так и You should kill me. I want stop. I want let you go. Understand? You should END this! (Тебе следует убить меня. Я хочу остановиться. Я хочу отпустить тебя. Понимаешь? Положи этому конец!) Вот эту игру слов я имела в виду. А с учетом интонаций, в которых звучит отчаянный призыв... и много вообще чего звучит...
Земи, спасибо!
В целом, мое первоначальное впечатление, что Раш - один из лучших Жаверов, а Нисон - один из худших Вальжанов, осталось неизменным.
я бы такое даже почитала.)
а при want же должно быть to. i want TO stop, TO let you go
или без него в принципе допустимо? помню просто как-то тоже это заметила, обрадовалась, но вспомнила правила и стала досадовать, что такая прекрасная фишка, а не лезет.(
А вы знаете, что он рассказал в одном интервью?
Билле Аугуст посмотрел "Блеск" и захотел со мной встретиться. Он тогда готовился снимать Отверженных и сказал: "Я хочу, чтобы вы играли Жавера." Я сказал: "Простите, мистер Аугуст, но я не уверен, что эта роль для меня."
а интонация там и правда такая неоднозначная, я вроде бы за нее и зацеплялась
Чему радоваться-то
Все равно мне мерещится в фразе какая-то провокация... хулиганство... Ну вроде как создатели фильма хотели обратить внимание зрителя, в первый момент заставить сомневаться "что Жавер хочет сказать", а потом, уже вдумавшись, во второй момент, зритель получает подсказку в виде этой самой частицы to, и понимает, что имел виду Жавер, но определенное настроение уже задано и зрителю после этого уже легче почувствовать раздрай в мыслях, эмоциях и желаниях Жавера...
Но это нужно уже проверять на тех, для кого английский - родной язык, наверное.
svora, Что-то такое когда-то вырисовывалось у марти, но так и сгинуло. Я собственно, почему и ржал)))
Земи, svora, Ну вы это, того, хватит их на меня скидывать,)) а то я опять начну думать, что такого режиссер спрятал в своем, на вид простом американизированном фильме (скандинавы вообще они вообще странные)... И ведь найду, чего доброго )))
И неужели яндекс настолько хуже гугла?
(все, что вы пишете, ужасно интересно, но у меня сейчас мало времени, чтоб содержательно комментировать(()
Он себя недооценил!
о а круто насчет козетты и жавера, ы я бы такое даже почитала.)
svora, а ты сама напиши!
Нисоновского персонажа мне не жалко, так что я тоже с удовольствием почитала бы.
аааа!
Да уж наверняка...