Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. javert+valjean fatal error (с)
Случайно поймалось - о спектакле РАМТа читать дальше
но так странно вспоминать, что у текста ЛМ - скелет типичной моралитэ, если привыкла жить в серых зонах его умолчаний (*неожиданно оценила дизайн сообщества!*).
меня пугает этот пафос, признаться. вот, вспомнила, у Евгения Шварца об этом здорово было: "Смотрел я картину и удивлялся. Можно было подумать, что собрались в кино люди только хорошие. До тонкости все понимали: кто поступает правильно, кто нет, кому надо сочувствовать, кого ненавидеть или презирать. Ахали в один голос, и смеялись, и даже плакали. Если бы они в жизни так отчетливо понимали, что хорошо, что плохо, - вот славно жилось бы!"
...по касательной - меня вновь начал волновать вопрос (отсутствия) политических убеждений Вальжана. можно зажмуриться и отмахаться: он хороший, студенты хорошие, они все заодно!!1 что, в принципе, и делают во многих постановках. можно - хоть одним взглядом, как в О-82 <333 - дать понять, что, мол, придурочные все ваши революции =) но ни то, ни другое не имеет к Гюго большого отношения. интересно, как это можно сделать
правильноне упрощая в обе крайности.извините, меня сегодня несет, игнорируйте при необходимости =)
...по касательной - меня вновь начал волновать вопрос (отсутствия) политических убеждений Вальжана
Elli Cler, религиозные убеждения христианина несовместимы с революционными и вообще антигосударственными (если речь не идет о фашизме, конечно, - с таким государственным строем христианин мириться не должен). Христианин помнит, что "мир лежит во зле" и рай на земле построить невозможно, поэтому его политические убеждения сводятся к нежеланию увеличивать хаос, следовательно, являются умеренно консервативными. Мы не считаем, что государство - абсолютное благо; нет, но оно - меньшее зло. Революция ведет к разрыву социальных связей, росту насилия, обесцениванию человеческой жизни, поэтому мы - противники революционных потрясений. интересно, как это можно сделать правильно не упрощая в обе крайности.
А этот момент отлично снят в "О-78": момент, когда Вальжан поднимает на руки убитого Гавроша. Какой у него взгляд!
(Мечтает) А ведь где-нибудь сохранилась запись этого спектакля. Сохранилась же запись того, который охота развидеть...
а вальжан до арраса вроде бы пытался себе собрать какие-то политические убеждения.
после - по-видимому, сознательно отказался, замкнул свои убеждения на необходимости конкретных дел: вот баррикаду пробили, картечью всех перебьет, надо защитить. вот чувак с той стороны на крышу залез, дайте я его спугну *мысленно* вы ведь его пришибете тут еще. вот - ба! старый знакомый! - шпиён к столу привязан. надо освободить. а вот... вот эта пакость кучерявая, воришка дочерей - гррр! - по башке получил... надо спасти. не ради него, так ради козетты. и из принципа тоже.
почему-то он упорно заставляет меня думать об этаком идеальном враче с клятвой гиппократа наперевес, в каковой клятве все его убеждения и замкнуты.
Присоединяюсь к запросу.
а вальжан до арраса вроде бы пытался себе собрать какие-то политические убеждения.
svora, ИМХО, просто больше верил в благотворительность, да и вообще смотрел на жизнь с большим оптимизмом. Потом оптимизма резко поубавилось, и пришлось ограничиться теорией "малых дел".
почему-то он упорно заставляет меня думать об этаком идеальном враче с клятвой гиппократа наперевес, в каковой клятве все его убеждения и замкнуты.
Деятельная любовь к ближнему - страшная сила.
читать дальше