Сначала мысли совершенно независимо от меня варятся где-то в глубине сознания. Я их не думаю, они это делают сами по себе. А потом вырываются настолько мощным потоком, что я с трудом успеваю подхватывать и структурировать их. Получается плохо, рвано, кусками.
Но вот так...
читать дальшеПериодически всплывает вопрос, а с чего это инспектора в сцене с Фантиной в участке так колбасит не по детски.
То он на статую похож, то он "бледный, застывший, с посиневшими губами и полным отчаяния взглядом, весь дрожа едва заметной мелкой дрожью..."...
Вот происходит что-то, а автор ничего конкретного не говорит, у него все "может быть...?"
Итак, в очередной раз начинаю предполагать.
Сперва по пунктам.
1. У Жавера до хрена комплексов, и растут все они из чувства собственной отверженности обществом. Отличная фраза "он понял, что находится вне общества, и отчаялся когда-либо проникнуть в него."
Отчаялся. Значит пытался. А что получил? Да то же примерно, что и Вальжан в Дине. Проще говоря - вали отсюда, пока не пришибли.
Но если Вальжан столкнулся с таким отношением уже в зрелом возрасте, имея за плечами специфический, но опыт, и, все-таки, понимая, отчего, откуда корни такого отношения, то когда все это "прилетело" Жаверу? А с детства. И вряд ли он мог внятно объяснить себе - почему. Да и невнятно тоже вряд ли.
Но он с детства чувствовал себя изгоем, чужаком. Лишним в структуре мира. И никаких подсвечников.
Он не мог не затаить обиду на весь этот несправедливый белый свет. Он может прятать ее за надменностью, равнодушием, злобой, за чем угодно - но корни там, в детской обиде, в непонимании "почему я не такой как все? Почему я не могу быть, как все?"
2. Как Жавер попал в Монтрейль? По протекции. Сначала он служил надсмотрщиком на галерах ( где все было очень просто: вот мы - вот они, никаких вопросов.), потом пошел выше, но тоже в подчинении, и все тоже достаточно просто - выполняй приказы и особо не думай.
А тут инспектором стал. Тут уже самому надо решения принимать. Ответственность-с. Да еще надо оправдать доверие господина Шабулье, который у нас секретарь министра, на минуточку. То есть надо быть сверх-безупречным. Просто таки безукоризненным.
А кое-то этой безупречности ой как мешает.
Пункты кончились, далее - каша...
Мало того, что милость оказывает тем, кого посадить бы стоило ("ваша доброта испортила мне немало крови, когда она была обращена на других", ох, не только к делу Фантины это относится, ох, не только. А каждое проявление доброты Жавер записывал не в плюс Мадлену, а в минус своей безупречности), мало того, что явно же - Вальжан, но вот доказательств, официальных подтверждений, нет, так еще он может себе позволить то, чего Жавер себе позволить не может.
Человеческого отношения к людям.
А еще он смог стать своим в обществе. Почтенным и уважаемым человеком. Каторжник
Изгой.
Он смог, а меня не пустили...
Это рвет инспектора на части.
Столкнись с инспектор с Мадленом, когда тот еще был дядюшкой, глядишь и рискнул бы проверить его на наличие клейма каторжного, но господин Мадлен, почтенный член общества, фабрикант... Нет. Нужны твердые доказательства.
Поэтому он так, в открытую практически, говорит о своих подозрениях в сцене с телегой. Вряд ли он сам понимает, какого эффекта хочет достичь, но состояние неясности, подвешенности выносит мозг, и надо хоть что-то сделать, хоть как-то разрядиться...
А потом и вовсе - мэр. Каста неприкасаемых.
Полное приплыли.
У нас же не Вальжан Жавера избегает, а Жавер Вальжана. Потому как ему мучительно больно даже видеть этого человека.
Причем хрена Жавер понимает, почему, ибо психоанализом даже на примитивном уровне не владеет. Его просто выворачивает наизнанку, а причины - видимой - нет.
Мне упорно кажется, что поступив в полицию, Жавер себя поломал, загнал в некие чуждые для себя рамки и с упорством фанатика в этих рамках себя удерживает (от этого вся его "жизнь, полная лишений, одиночество, самоотречение, целомудрие, никаких удовольствий."
Не могу быть, кем хочу, буду таким, каким надо. Все. Замкнулись, закрылись, вросли...
А Вальжан, сам того не ведая и не замечая, одним своим присутствием, инспектора из этих рамок выковыривает. А это почти физически больно.
А тут - прямое столкновение. И опять Вальжан делает то, чего Жавер себе не позволяет.
Плюс к комплексам, минус к безупречности.
А его еще и горячо благодарят за то, чего он не делал, не может и не сможет себе позволить сделать...
Чего уж удивляться, что Жавер, как говорится, "слетел с петель"...
Слетишь тут.
@темы:
кирпич,
размышления
А "кем хочу" - это кем?
вно же - Вальжан,
Ничего себе - "явно"! Много ли найдется бывших подрезальщиков деревьев, а потом каторжников, ставших мэрами и фабрикантами-миллионщиками? Случай Вальжана можно смело признать уникальным - видимо, он сверходаренный человек. А Жавер мыслит категориями типического, всё уникальное, из ряда вон выходящее его выбивает из колеи. Так что не могло быть у него уверенности, что это Вальжан.
Все кричит: "Да! Да! Да! Оно это, это оно!!!" Но пощупать нечего, в руки взять, пальцами поковыряться... Нематериально все это, не доверяешь себе, хочется что было все по пунктам, по полочкам, железно, железобетонно... и ищешь какие-то доказательства, загоняя свою необоснованную уверенность куда подальше, но она все орет и бьется...
И когда вдруг выясняется что был прав, всегда был прав, не только не смотря на отсутствие материальных доказательств, а и на присутствие материальных отрицаний, то, какое тут воротничок не на ту сторону, тут бы с ума не сойти от эйфории, от ощущения полета над всей это долбанной жизнью, тут головой о стол (вступает Джеффри Раш: Я знал! Я знал!! Я знал!!!))) тут и ярость, и восторг, и обида, и желание отыграться, и вот тут, из этого, и вырастает пресловутый ангел с пылающим мечом, и страшен становится не сделав ни единого движения.
Потому что знал.
Всегда знал.
Признавать не хотел - но знал.
Верить себе не смел - но знал.
Увидеть боялся - но знал.
С самого начала.
Да, именно Раш этот момент сыграл на пять с плюсом. Это и называется "рвать страсть в клочья"(с).
Я вас просто недопоняла. Я то и имела в виду, что Жавер не может положиться на свое чутье в такой ситуации. Слишком невероятно. "Бред, ну бред! Так не бывает! Парень, иди лечись, у тебя паранойя!" - говорят разум и логика. А чутье, интуиция продолжают твердить своё.
Да уж, тут и правда спятить недолго.
Но да, там он прекрасен.
Иногда это уместно.
Потому как для меня рвать страсть в клочья - это в той или иной степени бездарно орать, пытаясь изобразить некие эмоции. То есть замещение большим количеством действия (много-много клочков страсти)) отсутствие внутренней составляющей.