Символ Ограниченности и Слепоты Судебной Системы...
Символ Несправедливости Закона...
Символ Сурового Возмездия...
А если - символ страха Вальжана? А?
Жавер же появляется всякий раз, когда Жан наш Вальжан несколько успокаивается. Вот тут его особенно активно и начинает преследовать страх получить расплату за содеянное. А он, как ни крути закон нарушил - желтый паспорт порвал и из отпущенного каторжника стал беглым. Это его гнетет. Он боится расплаты.
А вот когда он перестает боятся, когда смотрит своему страху в лицо, когда добровольно готов принять эту расплату - страх самоликвидируется.
Вроде, на первый взгляд все логично. Не вижу пока нестыковок и противоречий.
А вот в предыдущих моих изысканиях по символам их хватало...
Если кто не читал.Сегодня утром однажды в пятницу мне пришла в голову мысль - а что, если это мы, читатели, в непонимании Великого Замысла, принимаем за человека всего лишь то, что для Гюго было символом? Символом ограниченности, жестокости и слепоты системы правосудия?
Мы читаем о том, как Жан Вальжан отпускает на свободу своего преследователя (однако, если вчитаться, не было у Жавера "идеи фикс" поймать Вальжана. Не преследовал он его, как показано во всех фильмах) а нам-то рисовали картину, как Величие Духа прощает Несправедливое Преследование Судебной Системы.
Мы видим самоубийство там, где на показывают всего лишь Неминуемое Обрушение Ограниченности и Слепоты Судебной Системы при столкновении с Милосердием и Великодушием.
Нам рисуют картину столкновения Морального Величия с Порочностью Системы - причем тут живые люди?
Но если Вальжан - символ, который Гюго лелеет и взращивает на протяжении всей книги, то Жавер нужен ему постольку-поскольку. Чисто для противопоставления. Он уделяет ему гораздо меньше внимания, чем, тому же Мариусу, например, и отсюда проистекают все те нестыковки, которые в итоге делают (для меня, во всяком случае) Жавера более живым, чем тот-же Вальжан.
Ну, не способен человек, на мой взгляд, с характером и ограниченностью взглядов, которые изначально прописал ему Гюго быть ироничным.
А Жавер бывает ироничным, черт возьми! Одна сцена со шляпой чего стоит!
Тут Гюго явно не досмотрел. Увлекшись, видимо, описанием Низости и Порочности в лице Тенардье, он, вместо того, чтобы запустить в лачугу Горбо какого-нибудь "левого" полицейского, приводит туда Жавера. И в этот момент символ, создаваемый автором, рушится и появляется живой человек.
____________________________________________________________________________________________________________________________
Еще к вопросу о символизме. Если принять как аксиому, что персонажи "Отверженных" являются тем или иным символом, и одни символы должны пасть перед другими, то...
Все равно не сходится.
Падают почему-то не те символы, которые были бы должны пасть.
Почему ничего не случается с таким "прекрасным" символом, как г-н Тенардье?? Вот кого стоило бы обрушить! Вот кого стоило бы заставить, если не покаяться, то, хотя бы, задуматься. Заставить устыдиться - хоть раз.
Так нет! Тенардье преспокойно уезжает в Америку торговать рабами.
Что же такое символизирует Жавер, если обрушение происходит именно с ним?
Наткнулся где-то на просторах Интернета на подборку "Афоризмы и высказывания великих людей". Увидел там, в частности, следующее: "Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно" В. Гюго.
Но если вспомнить, в чьи уста вложил Гюго эти слова...
Получится довольно интересно. Получится, что мне пытаются доказать, что доброта превыше справедливости. Или, даже, скажем так - справедливость, в которой нет доброты, не имеет права на существование.
Если так, то лично я могу сказать только одно - не-не-не, Девид Блейн. Катись-ка ты к чертям со своей уличной магией.
Что еще может быть? Общественное мнение (со слов самого Гюго)? Но общественное мнение мне кажется все-таки меньшим злом, чем низость, подлость, злоба (в плане символов).
Опять не сходится у меня "если" с "то".
Общественное мнение, как квинтэссенция человеческой подлости и низости? Но простите, а причем тогда здесь инспектор? Ни низости, ни подлости в его характере Гюго, не то что не прописывает, а прямо говорит об отсутствии этих качеств в Жавере. И, соответственно, символизировать он это не может.
Не ладно что-то в датском королевстве с этой теорией.
Но что же, все-таки, противопоставлено величию духа Вальжана? (Величию духа, как символа, разумеется) С чем его так упорно сталкивает автор, если не с низостью?(низость величию, как мы видим не поддается)
Просто с силой духа, без величия?
Но тогда мы возвращаемся практически к: "доброта превыше справедливости". То есть, к весьма и весьма спорному утверждению.